Labrys Kyrgyzstan :: организация ЛГБТИКС сообществ Кыргызстана

Авторизация:  Вход | Регистрация

Призыв движения 8/365 к солидарности с (не)трудящимися 1 майя!

08.05.2020

Призыв движения 8/365 к солидарности с (не)трудящимися мира!

Первый признак цивилизации, согласно антропологу Маргарет Мид, - это не горшки или рыболовные крючки, а скелет 15.000-летней давности со сломанной и зажившей бедренной костью. В природе, если у животного сломана нога, то у них нет шансов на выживание. Человеческий же скелет со сломанным бедром свидетельствует о том, что кто-то позаботился о раненной, перевязал рану, оберегал от опасности и кормил, пока она восстанавливалась. Именно взаимная забота делает нас людьми, и сейчас как никогда становится все очевиднее, что взаимная забота и солидарность должны стать основой нашего общества. При этом немаловажно кем осуществляется забота и на каких условиях.

Благодаря пандемии КОВИД-19 обнажились существующие структуры неравенства и эксплуатации, от которых зависит функционирование неолиберального капитализма. И, вопреки заклинаниям власть имущих о том, что “мы все в одной лодке”, и что “вирус не дискриминирует по признаку расы, пола или гражданства”, как обычно, самые уязвимые страдают непропорционально больше привилегированных. В то время как богатые и влиятельные используют кризис как возможность усилить свою власть и приумножить свое богатство, отдохнуть, провести время с близкими и заняться саморазвитием, остальные 99% борются за право на жизнь. Все богатство человечества создается трудом, а не капиталом, но при этом трудящиеся не имеют социальных гарантий, экономической устойчивости и политических прав, от которых буквально зависит их выживание. Трудовые мигранты, бедные, бюджетники, меньшинства - оказываются в самом уязвимом положении.

Какие уроки может наше женское/феминистское/гендерное движение извлечь из этой ситуации? Сначала наш марш пытались запретить в нарушение всех конституционных норм через судебное решение, используя угрозу пандемии коронавируса как предлог, задолго до того, как была объявлена чрезвычайная ситуация, а после чрезвычайное положение. Однако мы были не единственными гражданками, которые отстаивали в судах в ту неделю наше право на мирные собрания. Вместе с нашим уведомлением о марше в суде рассматривались заявки на проведение голодовки и митинга от федерации профсоюзов и рабочих, в то время как первым аргументом власти для ограничения свободы собраний было "участившиеся религиозно-экстремистские проявления в мире" - то есть пандемия тут действительно была использована как удобный предлог, вовремя подвернувшийся чиновникам.

Феминистское движение тесно связано с движением трудящихся за свои права. Об этом свидетельствует и сама история праздника 8 марта. Женщины несут двойную нагрузку как продуктивного (оплачиваемого) так и репродуктивного (домашнего) труда, подвергаются трудовой дискриминации, домогательствам на рабочем месте. Женский труд во всех сферах обесценивается (в Кыргызстане женщины получают до 30% меньше за тот же труд, чем мужчины). Многие высокооплачиваемые виды занятости недоступны для женщин из-за существующего списка около 400 запрещенных для них профессий. Кроме того, женщины составляют большинство сотрудниц в сфере здравоохранения, где закон запрещает им бастовать, при этом отказывая им в элементарных трудовых правах и в праве на безопасное рабочее место. Как следствие, около четверти всех зараженных в стране - это медики.

Благодаря пандемии невидимый труд стал видимым. В мире существует дефицит заботы. Этот труд обычно выполняется женщинами и не оплачивается, а следовательно обесценен в существующей системе ценностей. В ситуации чрезвычайного положения и вынужденной самоизоляции граждан, стало понятно, что те, о ком обычно пренебрежительно говорят, что она #сидитдоманеработает на самом деле трудятся без оплаты, отдыха и признания. Именно на этом непризнанном и невидимом труде держатся экономики. Чтобы привлечь внимание к этой ситуации наше движение 1 мая запустило флешмоб #сидитдоманеработает, в котором кажд_ая/ый может поделиться своей историей о невидимом труде во время карантина и после.

Пандемия также еще раз показала, что дом - это зачастую проблемное, опасное пространство (в Кыргызстане на 65% выросла официальная статистика домашнего насилия, участились случаи подростковых самоубийств), даже для тех, кому вообще повезло иметь дом. Рекомендации оставаться дома невыполнимы для бездомных, для тех, для кого дом - опасное место, для тех, кто зависит от ежедневного заработка. Выполнение санитарно-эпидемиологических требований зависит от структур социальной поддержки и солидарности. В этот кризисный момент выяснилось, что нам просто жизненно необходимы кризисные центры для жертв домашнего насилия, убежища, доступное социальное жилье - все те инициативы и организации, которые не получали государственной поддержки, программы которые не финансировались и не финансируются государством стали вдруг востребованными, и в то же самое время "виновными", как и другие социальные службы, потому что, посмели заговорить про необходимость обеспечивать жертвам защиту, и про ресурсы, которые необходимы для этого.

5 мая был не только День Конституции Кыргызстана, но и День людей с инвалидностью. Пандемия убедительно доказала социальную модель инвалидности - мы все оказались ограничены в наших возможностях в силу независящих от нас обстоятельств. Люди с инвалидностью и хроническими заболеваниями всегда живут в ситуации вынужденной изоляции, так как городская среда, возможность трудиться, получать образование, социализироваться и общественные блага остаются для них недоступными. Стало абсолютно очевидно, что система бесплатного здравоохранения, образования, безусловный базовый доход, гарантии социальной защиты - это не роскошь, а базовые права человека, условия нашего коллективного выживания и достойной жизни.

Ханна Арендт определила политику как деятельность, осуществляемую в публичной сфере. Наш марш - это заявка на политическую субъектность через присутствие в публичном поле, на улицах и площадях. Видимость - часто и цель и средство в политической борьбе. Пандемия заставляет нас задуматься - какие формы активизма возможны, когда на улицы нельзя. И самое главное, до и после ЧП - кто исключен из обычных форм протеста? Кого не видно на маршах и на улицах? Кто не может осуществлять деятельность в публичном поле?

Если физическое присутствие в публичном пространстве является необходимым условием политической субъективности (политика видимости), тогда целые сегменты населения могут считаться аполитичными, потому что их тела не могут присутствовать на протесте. Как бросить кирпич в витрину банка, если ты не можешь встать с постели? Как присоединиться к первомайской демонстрации, если ты боишься вступить в профсоюз под страхом увольнения? Как прийти на марш 8 марта, если общественный транспорт и тротуары недоступны, а в случае нападения националистов или незаконного задержания милицией, тебе не убежать?

Джоанна Хедва предлагает нам модель социального активизма - “теорию больной женщины”. Эта новая модель политической борьбы исходит из того, что наше телесное существование изначально определяется нашей уязвимостью. Выживание и существование наших тел всегда зависят от инфраструктуры поддержки, и мы должны реорганизовать наш мир вокруг этого факта. Сама бинарность “болезнь/здоровье” в капиталистическом мире связана с идеей, что только работоспособные достойны жизни. Здоровый - это тот, кто в состоянии работать. Больная - та, кто работать не может. Если мы определяем “здоровье” как норму, то поддержка и забота неизбежно видятся как явления временные и необязательные. Нам нужно нормализировать заботу, поддержку и солидарность. Практиковать феминистскую этику заботы.

Завтра 9 мая - День великой победы над фашизмом. Люди, которые напали на участниц марша солидарности 8 марта в этом году считают, что наше присутствие на Площади победы оскверняет святость вечного огня. Мы же верим, что мы и есть современные борцы против фашизма, против деления женщин и людей на “правильных” и “неправильных”, на тех кому позволено жить и тех, кого осуждают на смерть. Мы призываем всех сограждан к солидарности со всеми теми кто #сидитдоманеработает и с теми, кто не может сидеть дома и соблюдать карантин.

8 мая 2020 года

Все новости

Комментарии:

Нет комментариев

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу

Подписаться

Цитата месяца:

  • Зигмунд Фрейд - легендарный психоаналитик

    Зигмунд Фрейд - легендарный психоаналитик

    «Гомосексуальность, конечно, не дает никаких преимуществ, но и не является основанием для стыда. Это не порок, не деградация. Она также не может быть классифицирована как болезнь»

    Все цитаты

Библиотека: