Labrys Kyrgyzstan :: организация ЛГБТИКС сообществ Кыргызстана

Авторизация:  Вход | Регистрация

Опубликовано сообщение Спецдокладчиков Правительству Кыргызстана

17.10.2014

Опубликовано сообщение Специальных процедур Совета по правам человека ООН, адресованное Правительству Кыргызской Республики в мае 2014 г.

Сообщение подписано Специальным докладчиком по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение, Специальным докладчиком по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций, Специальным докладчиком по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специальным докладчиком о положении в области прав человека.

Специальные процедуры Совета ООН по правам человека представляют из себя независимых экспертов по правам человека, имеющих мандат по наблюдению за соблюдением прав человека и предоставления советов по вопросам прав человека. Cпециальные докладчики назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве. УВКПЧ является Секретариатом Совета по правам человека и его Специальных процедур.

Неофициальный перевод сообщения гласит:

"Мандат Специального докладчика по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение; Специального докладчика по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций; Специального докладчика по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специального докладчика о положении в области прав человека.

ДОКУМЕНТ: ALG/SO 214 (67-17) Собрания и Ассоциации(2010-1) Здоровье (2002-7) G/SO 214 (107-9)
KGZ 1/2014

6 мая 2014г.

Ваше Превосходительство,

Имеем честь обратиться к Вам в качестве Специального Докладчика по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение; Специального докладчика по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций; Специального докладчика по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специального докладчика о положении в области прав человека по итогам Резолюций Совета по Правам Человека 25/2, 24/5, 24/6, и 25/18.

В этой связи, мы хотели бы обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на информацию, которую мы получили касательно законопроекта «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений», который может позволить осуществлять уголовное преследование за распространение информации, призывающей к «нетрадиционным сексуальным отношениям» в Кыргызской Республике».

Согласно полученной информации:

26 марта 2014 года Парламент Кыргызской Республики вынес на общественные слушания законопроект  «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений». Как сообщалось, этот законопроект должен был пройти общественные слушания до 26 апреля 2014 года. По информации из источников, в настоящее время работа с этим законопроектом приостановлена «по процедурным соображениям», но его оценка всё ещё продолжается в различных отделах Парламента Кыргызской Республики.

По имеющейся информации,этот законопроект потребует внесения изменений в Уголовный Кодекс, Кодекс об административной ответственности, Закон о мирных собраниях и Закон о средствах массовой информации, в результате будет введён целый ряд уголовных и административных санкций в отношении лиц, которые высказываются, или совершают действия, создающие «позитивное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации.”

Заявленная цель этого законопроекта это «безопасность и защита традиционной семьи, человеческих, моральных и исторических ценностей Кыргызского общества посредством ограничения информации, формирующей позитивное отношение к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений”. В пояснительной записке данный законопроект определяет «нетрадиционные сексуальные взаимоотношения», такие как «содомия, лесбиянство и иные формы нетрадиционного сексуального поведения» как «распространение информации, которая будет способствовать формированию нетрадиционных сексуальных отношений у человека, или искажённые понятия о социальном равенстве между традиционными и нетрадиционными сексуальными отношениями», или распространение информации, которая может «пробудить интерес» к нетрадиционным сексуальным взаимоотношениям.

Согласно полученной информации, этот законопроект предполагает «ограничения в распространении информации в СМИ, в информационных, фото, видео и письменных материалах, включая материалы, которые содержат скрытый или открытый призыв к нетрадиционным сексуальным взаимоотношениям”, “ограничение организации и участия в мирных собраниях, которые имеют своей целью открытое распространение любой информации, касающейся любых форм  нерадиационных сексуальных отношений”, и «наложение уголовной или административной ответственности на юридические и физические лица за распространение информации, содержащей скрытую или открытую пропаганду нетрадиционных форм сексуальных взаимоотношений, включая в отношении несовершеннолетних»

По предполагаемым изменениям в Уголовном Кодексе лица, признанные виновными в «создании позитивного отношения к нетрадиционнымсексуальным отношениям, использующие СМИ, информационные и телекоммуникационные сети» могут быть «лишены свободы на срок до шести месяцев и подвергнуться штрафу в размере от
2,000 до 5,000 сом (от 36 до 91 долларов США). Если такое лицо уличено в «формировании позитивного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям» среди несовершеннолетних, или если такое действие совершалось неоднократно, то такому лицу грозит до одного года тюремного заключения и штраф в размере от 3,000 до 6,000 сом(от 55 до 110 долларов США). Сообщается, что по данному законопроекту, административные штрафы могут налагаться за формирование позитивного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям, если они не квалифицируется как уголовное преступление.

В контексте общественных слушаний по данному законопроекту, мы получили информацию, касающуюся растущего давления на такие сообщества в Кыргызской Республике, как лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ), несмотря на тот факт, что гомосексуальные отношения по взаимному согласию были декриминализированы в стране ещё в 1998 году, когда статья 112 Уголовного Кодекса была отменена. В этой связи мы бы хотели выразить следующую озабоченность в преддверии вынесения этого законопроекта на первые Парламентские слушания.

В январе 2011 года министерство юстиции отказало в регистрации организации «Альянс и социальные услуги для геев и лесбиянок», т.к. была нарушена статья 20(2) Конституции Кыргызской Республики, объясняя это тем, что слова «гей» и «лесбиянка» в названии юридического лица способствует разрушению моральных норм и национальных традиций народа Кыргызстана».

28 сентября 2012 года документальный фильм «Я гей и мусульманин» был назначен к показу на Шестом международном фестивале по правам человека в Бишкеке. Этот фильм рассказывает историю о гомосексуалисте, мусульманине из Марокко и о том, как он пытается восстановить свою сексуальность, пребывая в вере. По информации из отчётов, этот фильм не был показан, так как Государственная Комиссия по делам религий постановила, что этот фильм содержит «экстремистские материалы, возбуждает внутри-религиозные распри и унижение в отношении мусульман и подчеркивает их религиозное несовершенство». Первомайский районный суд г. Бишкек это решение поддержал.

27 февраля 2014 года националистическое молодёжное движение «Калыс» проводило демонстрацию против пропаганды гомосексуализма. В ходе этой демонстрации, как сообщается, члены организации Калыс якобы сожгли портрет активиста за права ЛГБТ перед посольством США в Бишкеке.

Серьёзная озабоченность выражается в отношении внесением Парламентом Кыргызской Республики законопроекта «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений». Сам законопроект вызывает серьёзную озабоченность в отношении негативного влияния, которое он окажет на мирную и законную работу правозащитников в Кыргызской Республике, которые работают в сфере защиты и продвижения прав сообществ ЛГБТ.

В связи с вышеизложенными фактами и озабоченностями, просим Вас принять к сведению Ссылки на международное право в Приложении к данному документу, где международные инструменты по правам человека имеют прямое отношение к обозначенным выше фактам.

Поскольку данная работа по прояснению всех упомянутых здесь случаев является нашей ответственностью в рамках мандата, предоставленного нам Советом по правам человека, мы были бы признательны Вам за Ваше сотрудничествои Ваше мнение по следующим вопросам:

1. Пожалуйста, предоставьте любую дополнительную информацию и любые комментарии по вышеупомянутым случаям. Так же просим предоставить информацию о текущем состоянии дел с этим законопроектом.

2. Пожалуйста, предоставьте полную информацию о том, насколько законопроект  «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений»  соответствует Вашим обязательстваммеждународных правовых рамок в сфере соблюдения прав человека и стандартам, включая, кроме прочего, недискриминацию на основе сексуальной ориентации в рамках Международного пакта по гражданским и политическим правам (МПГПП), к которому Кыргызская Республика присоединилась 7 октября 1994 года.

3. Пожалуйста, предоставьте разъяснение по следующему положению законопроекта:
“Международный опыт показывает, что в развитых странах, таких как Великобритания, США (8 стран), Российской Федерации, Молдове, Украине, Латвии, Литве и других странах предполагаются ограничения на распространение информации в любой форме, нацеленные на формирование положительного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений».

4. Пожалуйста укажите, какие меры были предприняты для того, чтобы правозащитники, включая гражданское общество и активистов, в частности, работающих по вопросам ЛГБТ, могли работать в благоприятной и безопасной среде и выполнять свои законные функции, не боясь унижения, стигматизации или уголовного преследования в любой форме.

Мы были бы признательны Правительству Вашего Превосходительства, если это письмо было быт так же распространено среди членов Парламента.

Мы ожидаем ответа в течение шестидесяти дней. Ответ Правительства Вашего Превосходительства будет опубликован в отчёте в Совет по правам человека.

Примите, ВашеПревосходительство, наши заверения в глубоком к Вам уважении

Франк Ла Ру
Специальный докладчик по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение

Майна Кайи
Специальный докладчик по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций

Ананд Гровер
Специальный докладчик по всеобщим правам на физическое и психическое состояние

Маргарет Секагия
Специальный докладчик о положении в области прав человека

Ссылки на международное законодательство и стандарты
Приложение

В связи с вышеизложеными озабоченностями, мы бы хотели обратить внимание Вашего Превосходительства на статьи  19 и 21 Международного пакта по гражданским и политическим правам, которые гарантируют право на свободу выражения мнения и право на мирные собранияи ассоциации.

Мы хотели бы сослаться на резолюцию Совета по правам человека 24/5, и в частности на параграф 2, который напоминает о том, что страны, в рамках принятых обязательств, уважают и полностью защищают право всех лиц на мирные собрания и ассоциации, а так же онлайн и офф-лайн. Этот параграф напоминает государствам, что любые ограничения на свободное выражение права на мирные собрания и ассоциации реализуются в рамках взятых на себя обязательств по международному законодательству по правам человека.

В дополнение, мы бытак же просили Правительство Вашего Превосходительства обратить вынимание на статьи Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам (МПЭСКП), которые содержитобязательства, что все страны-подписанты должны обеспечиватьправо доступа к объектам здравоохранения, товарам и услугам на недискриминационной основе, в частности, наиболее уязвимым или маргинализованным слоям населения, без дискриминации.

Мы бы хотели привлечь внимание Правительства Вашего Превосходительства  к Общим Комментариям  No. 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, которые гласят, что право на здравоохранение тесно связано и зависит от реализации иных прав человека, включая отсутствиедискриминации, частную жизнь и право на информацию (параграф 3), и что принципы отсутствия дискриминации применяются ко всем аспектам прав на здравоохранение, и представляют собой  прямое обязательство (параграф 30).

Мы бы так же хотели обратить Ваше внимание на юридические аспекты органов ООН по правам человека, где дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности запрещена соответствующими соглашениями по правам человека, и что законодательство, запрещающее «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений»
должно быть отменено, и что государства должны предпринять все необходимые меры по гарантированию реализации на практике прав на мирные ассоциации и собрания для сообществ ЛГБТ (см так же CCPR/C/RUS/CO/6, CCPR/C/109/D/1873/2009, E/C.12/GC/20, CRC/C/RUS/CO/4-5,CRC/GC/2003/3, CRC/GC/2003/4, CRC/C/GC/13, CEDAW/C/GC/28, CAT/C/GC/2,A/HRC/19/41).

Нам так же хотелось напомнить о резолюции17/19 Совета по правам человека, где Совет выражает серьёзную озабоченность актами насилия и дискриминации во всех регионах мира, совершаемых в отношении отдельных лиц из-за их сексуальной ориентациии гендерной идентичности. В этой связи Верховный Комиссар ООН по Правам Человека в своих рекомендациях заявил, что государства, опубликовавшие рекомендации, среди прочих, должны защищать людей от насилия на почве гомофобии, расследовать такие случаи и преследовать по суду виновных; предотвращать пытки, грубое и бесчеловечное отношение лиц из категории ЛГБТ, находящихся в заключении; гарантировать, что уголовное законодательство не применяется для унижения или лишения свободы по признакам их сексуальной ориентации или гендерной идентичности; принимать соответствующие законы, которые исключают сексуальную ориентацию или гендерную идентичность из оснований для дискриминации; гарантировать, что отдельные лица могут реализовывать свои права на свободу выражения, ассоциаций и мирных собраний безопасным образом rи без дискриминации (A/HRC/19/41, параграф 84(a)-(h)).

Мы бы хотели отметить, что в марте 2014 года Комитет по правам человека, в своих Заключительных Замечаниях, выразил озабоченность в отношении сообщений о насилии в адрес лиц ЛГБТ как государственными, так и негосударственными акторами, и неуспешным разрешением таких актов насилия Кыргызстаном (параграф 9, CCPR/C/KGZ/CO/2).

В этой связи мы бы хотели обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на фундаментальные принципы, которые изложены в Декларацииправ и обязанностей лиц, групп и общественных организаций по продвижению и защите Общепризнанных прав человека и свобод, так же известной как Декларация ООН борцов за права человека. В частности, мы бы хотели обратить внимание на статьи 1 и 2 этой Декларации, которая гласит, что любой человек имеет право на продвижение и стремление к защите и реализации прав человека и фундаментальных свобод на национальном и международном уровнях.

К особой озабоченности, выраженной в этом письме, мы бы хотели добавить статью 7
Декларация ООН борцов за права человека, которая включает право на обсуждение и защиту идей прав человека, которые могут быть не обязательно новыми, но, в некотором контексте, могут восприниматься как новые или непопулярные, поскольку они могут затрагивать вопросы, связанные с традицией и культурой. От государств ожидается обеспечение защиты таких борцов которые, подвергаясь высокому риску определённых форм насилия и дискриминации, воспринимаются как люди, ставящие под вопрос общепринятые социокультурные нормы, традиции, восприятия и стереотипы, включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.

В заключение, мы так же хотели упомянуть Резолюцию Совета по правам человека 22/6,
которая однозначно указывает, что местное законодательство и административные положения и их применение, должны способствовать работе правозащитников, включая избегание их криминализации или стигматизации, или наложения любых ограничений, обструкции или сдерживания их работы. Государства должны предприниматьконкретные шаги по предотвращению и прекращению использования законодательства, сдерживающего или недолжным образом ограничивающим возможности правозащитников реализовывать свой право на работу. (A/HRC/RES/22/6, PPs 10-13)"

Скачать сообщение на английском языке можно здесь.

Все новости

Комментарии:

Нет комментариев

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу

Подписаться

Цитата месяца:

  • Кэйтлин Патель, "Эпидемия травли – руководство для подготовки к борьбе"

    Кэйтлин Патель, "Эпидемия травли – руководство для подготовки к борьбе"

    "С невежеством приходит страх – страх ведет к нетерпимости. Образование – это ключ к принятию."

    Все цитаты

Библиотека:

  • Desk research: Health and rights of LGBT in Kyrgyzstan

    Desk research: Health and rights of LGBT in Kyrgyzstan

    COC – Labrys – Kyrgyz Indigo

    This is an English version of the document that was developed on the basis of an analysis of accessible and openly published sources, data of the LGBT organizations Labrys and Kyrgyz Indigo, and also on the basis of a small field activity specially conducted for the writing of some sections of the report.