Labrys Kyrgyzstan :: организация ЛГБТИКС сообществ Кыргызстана

Авторизация:  Вход | Регистрация

Опубликовано сообщение Спецдокладчиков Правительству Кыргызстана

17.10.2014

Опубликовано сообщение Специальных процедур Совета по правам человека ООН, адресованное Правительству Кыргызской Республики в мае 2014 г.

Сообщение подписано Специальным докладчиком по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение, Специальным докладчиком по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций, Специальным докладчиком по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специальным докладчиком о положении в области прав человека.

Специальные процедуры Совета ООН по правам человека представляют из себя независимых экспертов по правам человека, имеющих мандат по наблюдению за соблюдением прав человека и предоставления советов по вопросам прав человека. Cпециальные докладчики назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве. УВКПЧ является Секретариатом Совета по правам человека и его Специальных процедур.

Неофициальный перевод сообщения гласит:

"Мандат Специального докладчика по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение; Специального докладчика по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций; Специального докладчика по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специального докладчика о положении в области прав человека.

ДОКУМЕНТ: ALG/SO 214 (67-17) Собрания и Ассоциации(2010-1) Здоровье (2002-7) G/SO 214 (107-9)
KGZ 1/2014

6 мая 2014г.

Ваше Превосходительство,

Имеем честь обратиться к Вам в качестве Специального Докладчика по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение; Специального докладчика по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций; Специального докладчика по всеобщим правам на физическое и психическое состояние, и Специального докладчика о положении в области прав человека по итогам Резолюций Совета по Правам Человека 25/2, 24/5, 24/6, и 25/18.

В этой связи, мы хотели бы обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на информацию, которую мы получили касательно законопроекта «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений», который может позволить осуществлять уголовное преследование за распространение информации, призывающей к «нетрадиционным сексуальным отношениям» в Кыргызской Республике».

Согласно полученной информации:

26 марта 2014 года Парламент Кыргызской Республики вынес на общественные слушания законопроект  «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений». Как сообщалось, этот законопроект должен был пройти общественные слушания до 26 апреля 2014 года. По информации из источников, в настоящее время работа с этим законопроектом приостановлена «по процедурным соображениям», но его оценка всё ещё продолжается в различных отделах Парламента Кыргызской Республики.

По имеющейся информации,этот законопроект потребует внесения изменений в Уголовный Кодекс, Кодекс об административной ответственности, Закон о мирных собраниях и Закон о средствах массовой информации, в результате будет введён целый ряд уголовных и административных санкций в отношении лиц, которые высказываются, или совершают действия, создающие «позитивное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации.”

Заявленная цель этого законопроекта это «безопасность и защита традиционной семьи, человеческих, моральных и исторических ценностей Кыргызского общества посредством ограничения информации, формирующей позитивное отношение к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений”. В пояснительной записке данный законопроект определяет «нетрадиционные сексуальные взаимоотношения», такие как «содомия, лесбиянство и иные формы нетрадиционного сексуального поведения» как «распространение информации, которая будет способствовать формированию нетрадиционных сексуальных отношений у человека, или искажённые понятия о социальном равенстве между традиционными и нетрадиционными сексуальными отношениями», или распространение информации, которая может «пробудить интерес» к нетрадиционным сексуальным взаимоотношениям.

Согласно полученной информации, этот законопроект предполагает «ограничения в распространении информации в СМИ, в информационных, фото, видео и письменных материалах, включая материалы, которые содержат скрытый или открытый призыв к нетрадиционным сексуальным взаимоотношениям”, “ограничение организации и участия в мирных собраниях, которые имеют своей целью открытое распространение любой информации, касающейся любых форм  нерадиационных сексуальных отношений”, и «наложение уголовной или административной ответственности на юридические и физические лица за распространение информации, содержащей скрытую или открытую пропаганду нетрадиционных форм сексуальных взаимоотношений, включая в отношении несовершеннолетних»

По предполагаемым изменениям в Уголовном Кодексе лица, признанные виновными в «создании позитивного отношения к нетрадиционнымсексуальным отношениям, использующие СМИ, информационные и телекоммуникационные сети» могут быть «лишены свободы на срок до шести месяцев и подвергнуться штрафу в размере от
2,000 до 5,000 сом (от 36 до 91 долларов США). Если такое лицо уличено в «формировании позитивного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям» среди несовершеннолетних, или если такое действие совершалось неоднократно, то такому лицу грозит до одного года тюремного заключения и штраф в размере от 3,000 до 6,000 сом(от 55 до 110 долларов США). Сообщается, что по данному законопроекту, административные штрафы могут налагаться за формирование позитивного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям, если они не квалифицируется как уголовное преступление.

В контексте общественных слушаний по данному законопроекту, мы получили информацию, касающуюся растущего давления на такие сообщества в Кыргызской Республике, как лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ), несмотря на тот факт, что гомосексуальные отношения по взаимному согласию были декриминализированы в стране ещё в 1998 году, когда статья 112 Уголовного Кодекса была отменена. В этой связи мы бы хотели выразить следующую озабоченность в преддверии вынесения этого законопроекта на первые Парламентские слушания.

В январе 2011 года министерство юстиции отказало в регистрации организации «Альянс и социальные услуги для геев и лесбиянок», т.к. была нарушена статья 20(2) Конституции Кыргызской Республики, объясняя это тем, что слова «гей» и «лесбиянка» в названии юридического лица способствует разрушению моральных норм и национальных традиций народа Кыргызстана».

28 сентября 2012 года документальный фильм «Я гей и мусульманин» был назначен к показу на Шестом международном фестивале по правам человека в Бишкеке. Этот фильм рассказывает историю о гомосексуалисте, мусульманине из Марокко и о том, как он пытается восстановить свою сексуальность, пребывая в вере. По информации из отчётов, этот фильм не был показан, так как Государственная Комиссия по делам религий постановила, что этот фильм содержит «экстремистские материалы, возбуждает внутри-религиозные распри и унижение в отношении мусульман и подчеркивает их религиозное несовершенство». Первомайский районный суд г. Бишкек это решение поддержал.

27 февраля 2014 года националистическое молодёжное движение «Калыс» проводило демонстрацию против пропаганды гомосексуализма. В ходе этой демонстрации, как сообщается, члены организации Калыс якобы сожгли портрет активиста за права ЛГБТ перед посольством США в Бишкеке.

Серьёзная озабоченность выражается в отношении внесением Парламентом Кыргызской Республики законопроекта «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений». Сам законопроект вызывает серьёзную озабоченность в отношении негативного влияния, которое он окажет на мирную и законную работу правозащитников в Кыргызской Республике, которые работают в сфере защиты и продвижения прав сообществ ЛГБТ.

В связи с вышеизложенными фактами и озабоченностями, просим Вас принять к сведению Ссылки на международное право в Приложении к данному документу, где международные инструменты по правам человека имеют прямое отношение к обозначенным выше фактам.

Поскольку данная работа по прояснению всех упомянутых здесь случаев является нашей ответственностью в рамках мандата, предоставленного нам Советом по правам человека, мы были бы признательны Вам за Ваше сотрудничествои Ваше мнение по следующим вопросам:

1. Пожалуйста, предоставьте любую дополнительную информацию и любые комментарии по вышеупомянутым случаям. Так же просим предоставить информацию о текущем состоянии дел с этим законопроектом.

2. Пожалуйста, предоставьте полную информацию о том, насколько законопроект  «О формировании позитивного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений»  соответствует Вашим обязательстваммеждународных правовых рамок в сфере соблюдения прав человека и стандартам, включая, кроме прочего, недискриминацию на основе сексуальной ориентации в рамках Международного пакта по гражданским и политическим правам (МПГПП), к которому Кыргызская Республика присоединилась 7 октября 1994 года.

3. Пожалуйста, предоставьте разъяснение по следующему положению законопроекта:
“Международный опыт показывает, что в развитых странах, таких как Великобритания, США (8 стран), Российской Федерации, Молдове, Украине, Латвии, Литве и других странах предполагаются ограничения на распространение информации в любой форме, нацеленные на формирование положительного отношения к нетрадиционным формам сексуальных взаимоотношений».

4. Пожалуйста укажите, какие меры были предприняты для того, чтобы правозащитники, включая гражданское общество и активистов, в частности, работающих по вопросам ЛГБТ, могли работать в благоприятной и безопасной среде и выполнять свои законные функции, не боясь унижения, стигматизации или уголовного преследования в любой форме.

Мы были бы признательны Правительству Вашего Превосходительства, если это письмо было быт так же распространено среди членов Парламента.

Мы ожидаем ответа в течение шестидесяти дней. Ответ Правительства Вашего Превосходительства будет опубликован в отчёте в Совет по правам человека.

Примите, ВашеПревосходительство, наши заверения в глубоком к Вам уважении

Франк Ла Ру
Специальный докладчик по продвижению и защите права на свободу убеждений и свободное их выражение

Майна Кайи
Специальный докладчик по правам на свободу мирных собраний и ассоциаций

Ананд Гровер
Специальный докладчик по всеобщим правам на физическое и психическое состояние

Маргарет Секагия
Специальный докладчик о положении в области прав человека

Ссылки на международное законодательство и стандарты
Приложение

В связи с вышеизложеными озабоченностями, мы бы хотели обратить внимание Вашего Превосходительства на статьи  19 и 21 Международного пакта по гражданским и политическим правам, которые гарантируют право на свободу выражения мнения и право на мирные собранияи ассоциации.

Мы хотели бы сослаться на резолюцию Совета по правам человека 24/5, и в частности на параграф 2, который напоминает о том, что страны, в рамках принятых обязательств, уважают и полностью защищают право всех лиц на мирные собрания и ассоциации, а так же онлайн и офф-лайн. Этот параграф напоминает государствам, что любые ограничения на свободное выражение права на мирные собрания и ассоциации реализуются в рамках взятых на себя обязательств по международному законодательству по правам человека.

В дополнение, мы бытак же просили Правительство Вашего Превосходительства обратить вынимание на статьи Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам (МПЭСКП), которые содержитобязательства, что все страны-подписанты должны обеспечиватьправо доступа к объектам здравоохранения, товарам и услугам на недискриминационной основе, в частности, наиболее уязвимым или маргинализованным слоям населения, без дискриминации.

Мы бы хотели привлечь внимание Правительства Вашего Превосходительства  к Общим Комментариям  No. 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, которые гласят, что право на здравоохранение тесно связано и зависит от реализации иных прав человека, включая отсутствиедискриминации, частную жизнь и право на информацию (параграф 3), и что принципы отсутствия дискриминации применяются ко всем аспектам прав на здравоохранение, и представляют собой  прямое обязательство (параграф 30).

Мы бы так же хотели обратить Ваше внимание на юридические аспекты органов ООН по правам человека, где дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности запрещена соответствующими соглашениями по правам человека, и что законодательство, запрещающее «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений»
должно быть отменено, и что государства должны предпринять все необходимые меры по гарантированию реализации на практике прав на мирные ассоциации и собрания для сообществ ЛГБТ (см так же CCPR/C/RUS/CO/6, CCPR/C/109/D/1873/2009, E/C.12/GC/20, CRC/C/RUS/CO/4-5,CRC/GC/2003/3, CRC/GC/2003/4, CRC/C/GC/13, CEDAW/C/GC/28, CAT/C/GC/2,A/HRC/19/41).

Нам так же хотелось напомнить о резолюции17/19 Совета по правам человека, где Совет выражает серьёзную озабоченность актами насилия и дискриминации во всех регионах мира, совершаемых в отношении отдельных лиц из-за их сексуальной ориентациии гендерной идентичности. В этой связи Верховный Комиссар ООН по Правам Человека в своих рекомендациях заявил, что государства, опубликовавшие рекомендации, среди прочих, должны защищать людей от насилия на почве гомофобии, расследовать такие случаи и преследовать по суду виновных; предотвращать пытки, грубое и бесчеловечное отношение лиц из категории ЛГБТ, находящихся в заключении; гарантировать, что уголовное законодательство не применяется для унижения или лишения свободы по признакам их сексуальной ориентации или гендерной идентичности; принимать соответствующие законы, которые исключают сексуальную ориентацию или гендерную идентичность из оснований для дискриминации; гарантировать, что отдельные лица могут реализовывать свои права на свободу выражения, ассоциаций и мирных собраний безопасным образом rи без дискриминации (A/HRC/19/41, параграф 84(a)-(h)).

Мы бы хотели отметить, что в марте 2014 года Комитет по правам человека, в своих Заключительных Замечаниях, выразил озабоченность в отношении сообщений о насилии в адрес лиц ЛГБТ как государственными, так и негосударственными акторами, и неуспешным разрешением таких актов насилия Кыргызстаном (параграф 9, CCPR/C/KGZ/CO/2).

В этой связи мы бы хотели обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на фундаментальные принципы, которые изложены в Декларацииправ и обязанностей лиц, групп и общественных организаций по продвижению и защите Общепризнанных прав человека и свобод, так же известной как Декларация ООН борцов за права человека. В частности, мы бы хотели обратить внимание на статьи 1 и 2 этой Декларации, которая гласит, что любой человек имеет право на продвижение и стремление к защите и реализации прав человека и фундаментальных свобод на национальном и международном уровнях.

К особой озабоченности, выраженной в этом письме, мы бы хотели добавить статью 7
Декларация ООН борцов за права человека, которая включает право на обсуждение и защиту идей прав человека, которые могут быть не обязательно новыми, но, в некотором контексте, могут восприниматься как новые или непопулярные, поскольку они могут затрагивать вопросы, связанные с традицией и культурой. От государств ожидается обеспечение защиты таких борцов которые, подвергаясь высокому риску определённых форм насилия и дискриминации, воспринимаются как люди, ставящие под вопрос общепринятые социокультурные нормы, традиции, восприятия и стереотипы, включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.

В заключение, мы так же хотели упомянуть Резолюцию Совета по правам человека 22/6,
которая однозначно указывает, что местное законодательство и административные положения и их применение, должны способствовать работе правозащитников, включая избегание их криминализации или стигматизации, или наложения любых ограничений, обструкции или сдерживания их работы. Государства должны предприниматьконкретные шаги по предотвращению и прекращению использования законодательства, сдерживающего или недолжным образом ограничивающим возможности правозащитников реализовывать свой право на работу. (A/HRC/RES/22/6, PPs 10-13)"

Скачать сообщение на английском языке можно здесь.

Все новости

Комментарии:

Нет комментариев

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу

Цитата месяца:

  • Рита Мэй Браун, американская писательница, драматург и публицист

    Рита Мэй Браун, американская писательница, драматург и публицист

    "Я стала лесбиянкой из-за женщин, потому что женщины прекрасны, сильны духом и способны сочувствовать."

    Все цитаты